Фильм ужасов про балетную школу

Фильм ужасов про балетную школу

В прокат вышел новый фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон». Известный поклонник русской культуры, Файнс снял фильм о легендарном балетном танцовщике, бежавшем из Советского Союза. Вспоминаем еще восемь лент о балете, то страшных, то веселых, и часто связанных с историей России.

«Солистка балета»

Реж. Александр Ивановский, 1947

Как и другие виды классического искусства, балет в поздний период правления Сталина должен был утверждать величие новой империи и нового человека. Потому среди работ, снятых в эпоху «малокартинья», оказался и балетный фильм Александра Ивановского. До войны режиссер закончил лирическую комедию «Антон Иванович сердится» о жизни композиторов и музыкантов. Герой «Солистки» также композитор, влюбленный в юную балерину. На фоне их влюбленности происходит становление танцовщицы (ее играет известная балерина Мира Редина) как исполнительницы каноничной, выверенной, идеологически верной партии в балете Чайковского. Фильм лишен настоящего конфликта: любовь героев после некоторых досадных недоразумений придет к хэппи-энду, а завистливая подруга и последние «старорежимные» интеллектуалы не могут угрожать благополучию изображаемого мира. Соответственно этой борьбе лучшего с хорошим, и балетные сцены в «Солистке» будто лишены динамики и драматизма. Кажется, балерины готовы застыть, подобно монументам ансамбля сталинского ампира. Вместе с тем, этот документ эпохи смотреть по-своему приятно, как несмотря ни на что светлый фильм о бескорыстной любви к искусству.

«Красные башмачки»

Реж. Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, 1948

Вышедший годом позже цветной фильм британского дуэта Пауэлла и Прессбургера — своеобразный антипод сталинистской солистки. Чуть ли не все главные герои, кроме английского варианта пары композитор-танцовщица, здесь русские, но «белые», эмигранты. Это несколько архаичные носители высокой культуры, которой нанесли серьезный урон катастрофы первой половины века. Среди них демонический руководитель труппы Лермонтов и танцовщик Гриша (в его роли — танцор Дягилева Леонид Мясин).

Героиня, вступив в труппу, совершает роковой выбор между любовью и балетом, герой не может ее спасти. «Красные башмачки» — придуманный для фильма балет по страшной сказке Андерсена о девочке, которая не могла прекратить танец и доплясалась до смерти. Хореография Мясина слилась с постановкой режиссеров: балерина со сцены вырывается в мистическое пространство пустынь, морей, бальных залов и сумрачных мистерий. В этих образах предстают скрытые мысли и чувства балерины, ее любовь и драма ее творчества. Визионерские съемки повлияли на весь последующий кинематограф. Прежде всего, это касается голливудского киномюзикла и, конечно, фильмов о балете. Красота балета на экране отныне стала также ассоциироваться с тревогой и обреченностью.

«Я вас любил…»

Реж. Илья Фрэз, 1967

Балет врывается в мир школ и новостроек шестидесятых годов. Простой пацан «с нашего двора» вдруг влюбляется в девочку не от мира сего, в отличницу балетной школы. Оглушенный чувством, он увлекается искусством, читает Пушкина, а также пьет вино и пляшет рок-н-ролл. А главное перерождается, через восторг влюбленности и через боль расставания. В фильме есть балет традиционный и экспериментальный — новый, шестидесятнический. Герои также сами постоянно пританцовывают, в танце на экране будто участвуют и машины, и аттракционы, и дома. Такова юношеская энергия обновления, которой захвачены герои фильма Фрэза. Однако лента была снята уже на излете «оттепели», оттого в нее проникло чувство печали — по былой любви и былым надеждам.

«Поворотный пункт»

Реж. Герберт Росс, 1977

Две подруги, одна из которых оставила балетную карьеру ради детей, а другая получила свои годы славы в прошлом и печальное настоящее стареющей примы. Каждая считает свою жизнь печальной и завидует другой. Поворотный же пункт наступает в жизни дочери первой героини, молодой балерины, которая должна выбирать между той или иной судьбой. Две женщины соперничают и ревнуют друг к другу девочку, девочке разбивает сердце легкомысленный русский гений Юрий Копейкин, но непостижимым образом все кончается хорошо. Возможно, из всех картин «Поворотный пункт» лучше всего преподносит балет массовой аудитории.

«Пункт» собрал в 1977 одиннадцать номинаций на «Оскар», но не получил ни одной награды, что само по себе рекорд. Среди номинированных был и Михаил Барышников, сыгравший, конечно, Копейкина. Дальнейшая его работа в кино, включая главные роли, оказалась в целом провальной. Однако первое появление танцора в Голливуде, где он с гитарой поет «Родники мои серебряные» своего друга Владимира Высоцкого, забыть невозможно.

«Суспирия»

Реж. Дарио Ардженто, 1977

Классический итальянский хоррор-«джалло» рассказывает о страшных событиях в балетной школе. Не считая нескольких эпизодов с тренировками, в фильме мало танца как такового. Героини «Суспирии» играют в спектакле, но только в спектакле театра ужаса. Завораживающе-кровавые сцены здесь — это пляска смерти. Однако обращение Ардженто именно к балету также не случайно. Он эксплуатирует образ балерины как чистой, непорочной девушки, которая, сделав неверное движение, летит в черную пропасть. И, между прочим, здесь также, ха-ха, не обошлось без русского следа: заведующие школой ведьмы-сатанистки очевидно прилетели как раз из России.

«Суспирия» стала последним фильмом снятым в «Техниколоре», что подчеркивает его связь с «Красными башмачками». Ардженто акцентирует темы, на которые в фильме 1940-х лишь намекали, выкручивает все ручки до максимума. В результате безотчетная тревога превращается в вопящий ужас, онейрические пейзажи — в пространство кошмарного сна.

«Валентино»

Реж. Кен Расселл, 1977

Здесь нет классического балета как такового, зато в главной роли — сам Рудольф Нуреев. Великий танцор играет своего тезку, идола ранних лет Голливуда Рудольфа Валентино. Последний начинал танцовщиком кабаре, но учился хореографии во Франции. В фантазии Кена Рассела есть сцена, где Валентино восхищается талантом «своего друга Нижинского» и даже танцует с ним страстное танго. Вообще, пластика Нуреева превращает все главные сцены в танцевальные номера. Степ на барной стойке, объятия со знойными женщинами и красивая смерть перед камерой, обреченный боксерский матч, метания в тюремной клетке и пьяный шаг под заведенную «O, sole mio».

Этот фильм провалился в США, с чего начался закат популярности Кена Рассела. Однако иначе он смотрится в контексте смерти самого Нуреева, а также трагического мифа о балете и творчестве.

Читайте также:  Сколько жарить кабачки на сковороде по времени

«Черный лебедь»

Реж. Даррен Аронофски, 2010

Как и «Красные башмачки», фильм Аронофски наполнен страшными предзнаменованиями, и видениями. Желание принести жизнь в жертву искусству здесь также исполняется буквально, а равно и преображение в лебедя. Бытовое, как сперва кажется, соперничество двух танцовщиц перерастает в схватку героини с доппельгангером. Вся эта драма, как и метание балерины между двумя подавляющими фигурами, матери и режиссера, сильно завязана на подавленных сексуальных переживаниях. Балет предстает здесь самым тоталитарным из всех жанров искусства, подчиняющим, уродующим тело и душу. Его классическая хореография подменяет чувственность танца «возвышенной» красотой. Но загнанные в подсознание демоны иногда просыпаются, и смерть лебедя под музыку Чайковского оборачивается очередным dance macabre.

«Бриллианты. Воровство»

Реж. Рустам Хамдамов, 2010

Эстетский короткометражный фильм возможно самого таинственного русского режиссера. Балет возвращается в Россию и в Петербург. Танцовщица Диана Вишнева крадет брошь в ювелирном магазине, чтобы передать ее другой балерине, пока кордебалет танцует сцену из «Баядерки». За всем этим наблюдает, просунув острый бумажный нос в магически-музыкальное пространство за динамиком радиолы, Рената Литвинова. Рассыпавшиеся жемчужины танцуют на бетонном полу, черный воздушный шар приплясывает на фоне петербургского неба. Здесь балерина прямо сравнивается с бриллиантом, ее движение в танце открывает постепенно новые грани совершенства. Бродский называл балет «замком красоты», куда мы заглядываем издалека и украдкой, как героиня Литвиновой. Но такой замок — и сам Петербург, куда явилась прекрасной воровкой героиня Вишневой. Впрочем, пытаться истолковать щедрый на образы фильм Хамдамова можно сколько угодно. Сам режиссер прямо заявил, что его «Бриллианты», прежде всего, о любви и доброте. Что и делает их одним из самых человечных фильмов данной подборки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Жизнь балерин за кулисами.

Текст: Ася Жданова · 1 октября 2018

Мир балета со стороны кажется очень красивым и привлекательным. Но если бы ты только знала, что на самом деле творится, когда представление заканчивается и занавес опускается. Конечно, у балерин красивая осанка и стройное тело – в такой жизни есть свои плюсы. Мы уже не говорим про толпы поклонников и рукоплещущую публику. Но нужно помнить, что каждая балерина мечтает исполнять главные роли. Поэтому зачастую дело не обходится без зависти и жестокости.

Мы собрали 10 фильмов, которые расскажут тебе о жизни танцоров намного лучше нас. Приятного просмотра!

«Черный лебедь»

Нина упорно репетирует каждый день. Она мечтает о главной партии в «Лебедином озере» – вершине своей карьеры. Девушка прекрасно танцует Белого Лебедя, однако совершенно не подходит для исполнения роли Черного. По словам режиссера, Нине не хватает внутреннего огня.

Ради роли Нина готова испытать страсть, ревность, ярость и безумие. Ей придется посмотреть в глаза своему темному альтер-эго, чтобы достичь истинного совершенства.

«Балет. Жизнь на пуантах»

Действие происходит в известной американской балетной школе. Многие танцовщицы мечтают сюда поступить, но сделать это предельно сложно. Главная героиня – талантливая балерина Белла Паркер.

Девушка хочет поступить в американскую академию, но не уверена в своих силах. Кроме того, ее постоянно сравнивают с успешной сестрой, и Белле это не нравится.

Именно поэтому во время поступления и заполнения анкеты она решается взять себе другую фамилию, чтобы никто не догадался о ее родственных связях. Но что произойдет, когда ее обман раскроют? И сможет ли она показать себя и занять достойное место в труппе?

«Билли Эллиот»

Одиннадцатилетний мальчик, Билли Эллиот, живет вместе со своим отцом и старшим братом, которые работают на местной шахте. Однажды в городе начинается массовая забастовка, в которой принимают участие и наши герои. Как и любой другой мальчик из шахтерской семьи, Билли начинает заниматься боксом. Однако ему это совсем не по душе, ведь на самом деле он любит танцевать, а секцию бокса посещает лишь для того, чтобы не разочаровать отца.

Билли тайком начал ходить в балетную школу и неожиданно показал неплохие результаты.

Увидев в мальчике талант, его преподавательница решает, что он просто обязан развиваться в танцах. Для этого ему нужно поступить в королевскую балетную школу. Вот только как отнесутся к этому родные Билли?

«Танцовщик»

Познавательная документальная картина, основанная на биографии знаменитого танцора Сергея Полунина, расскажет о невероятном мире танцевального искусства.

Парень умудрился построить блестящую карьеру уже к девятнадцати годам. Затем, когда ему стукнуло 25, Сергей стал всерьез думать о дальнейшей жизни, но ступил на скользкую дорожку. Алкоголь, наркотики, сомнительные связи – все это стало подтачивать молодой талант.

Однако он не может просто так исчезнуть. Сергей продолжил свое великое дело, собирая зрителей по всему миру.

«Большой»

В центре сюжета – девушка по имени Юлия Ольшанская. Главная героиня родилась и выросла в небольшом шахтерском городке. Провинциальное воспитание наложило свой отпечаток на её характер: она проста, но своенравна и невероятно уперта. У девушки с ранних лет проявился талант к танцам. Вскоре на Юлию обратил внимание Потоцкий – бывшая звезда балета.

Любой алмаз должен пройти процесс огранки. Дабы попасть на сцену Большого Театра, нужно сперва обучиться в балетной школе.

Жизнь балерины – это не только почитатели, полные залы зрителей и большие букеты цветов. Этот мир таит в себе множество подводных камней.

Читайте также:  Что делать если чизкейк жидкий

«За мной последний танец»

Этот фильм рассказывает историю Сары, которая долго шла к своей заветной мечте стать балериной. В нем ярко показана далеко не благополучная сторона американского общества: мрачные и опасные «черные» кварталы, в которых трудно жить человеку, мечтающему добиться больших высот.

«История балерины»

Мисти Коупленд занималась танцами с детства. Однако педагоги балетной школы посчитали, что в 13 лет начинать занятия балетом уже нет смысла. Несмотря на то, что увлеченный искусством подросток в 15 лет выиграл престижный конкурс, многие открыто намекали, что успешной карьеры девушке не видать – не вышла она ни цветом кожи, ни атлетическим телосложением.

В труппе из 80 человек она считала себя чужой, а режиссеры ломали головы, не зная, как же работать с такой девушкой. Выход был один – дать ей сольную партию.

И юная американка зажгла сцену – ее блестящее выступление в «Жар-птице» вызвало широкий резонанс среди критиков и восторженной публики.

Теперь ей не грозит остаться девочкой из подтанцовки. Но сможет ли она удержаться на вершине, несмотря на травмы и личные неурядицы?

«Красные башмачки»

Старенький балет 1948 года, снятый по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, повествует нам о паре волшебных туфель. Своим владельцам они дают способность танцевать лучше всех. Вот только надевший их не сможет остановиться.

Такие туфельки приносят огромную славу Виктории и Джулиану – главным героям фильма. Чем же закончится их история?

«Авансцена»

Они молоды и амбициозны, как никто другой. Они хотят стать мировыми звездами и идут к этой цели, невзирая на трудности.

Но в обычной жизни эти ребята – «простые смертные» со своими достоинствами и недостатками.

Удастся ли им найти грань между не всегда радужной реальностью и манящим миром танца?

«Балерина»

Завершает нашу подборку милый мультфильм. События в нем происходят в 1879 году во Франции. Сюжет разворачивается вокруг бедной сиротки Фелиси, которая живет в детском приюте, расположенном в небольшой провинциальной деревушке. С ранних лет она всегда хотела танцевать. Девушка безумно мечтает когда-нибудь оказаться в Париже, где она сможет поступить в балетную школу и стать настоящей балериной.

Окружающие люди постоянно твердят, что ее мечтам не суждено сбыться. Но наша героиня даже не собирается отказываться от своих идей и совершенствует свои движения везде, где только это возможно.

В этой статье приготовила ТОП-17 современных фильмов про балет и балерин. Забирайте себе в закладки и наслаждайтесь.

В 2019 году на экраны вышел фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон», рассказывающий трагическую историю жизни известного танцора Рудольфа Нуреева. Не близко знакомому с искусством балета зрителю его имя в первую очередь известно как имя сбежавшего из совка танцовщика и одного из многочисленных возлюбленных Фредди Меркьюри. (К слову, никакой любовной связи между эти двумя великими мужчинами не было.) Просмотр картины, действительно стоящей внимания, подталкивает познакомиться поближе с балетом и обратной стороной прекрасного искусства.

Содержание:

«Нуреев. Белый ворон», 2019

Раз уж речь пошла о Нурееве, логично будет с него и начать. Картину можно с уверенностью отнести к байопикам. Она рассказывает о жизни легендарного танцовщика от детских лет, проведенных в Уфе, до гастролей труппы Кировского театра во Франции, во время которых Рудольф Хаметович решил попросить политическое убежище на Западе, чтобы не возвращаться в Советский Союз.

Главную роль в фильме исполнил 23-летний солист Татарского театра оперы и балета Олег Ивенко. И это наша отдельная гордость — Олег уроженец Харькова и выпускник Белорусского государственного хореографического колледжа. Любители балета также видели его в шоу «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура».

«Черный лебедь», 2010

Даже если вы еще не посмотрели этот фильм, то уж точно слышали о нем. Главные героини — Натали Портман (получила за картину «Оскар») и Мила Кунис (для роли ее рекомендовала Портман) не только похудели для перевоплощения в свои образы, но и до изнеможения занимались балетом, чтобы танцевать самостоятельно, а не искать дублерш в профессиональной среде.

Кстати, фильмов о балете мало еще и по той причине, что невероятно сложно найти играющих танцовщиков или танцующих актеров. «Черный лебедь» буквально трещит по швам от балетных интриг — у примы театра появляется конкурентка, которая пойдет на все, чтобы заполучить ее партии.

«Билли Эллиот», 2000

Представьте себе обычный маленький шахтерской городок в Англии, где главное развлечение для мальчишки — занятия боксом и только боксом. И вот вы — среднестатистический шахтер, а ваш сын хочет заниматься балетом. Да его засмеют. Всю семью засмеют.

Но 11-летнему Билли Элиоту до этого нет никакого дела, потому что танцы для него все. И как любой увлеченный человек, он сможет переубедить родителей, чтобы отправиться на просмотр в Королевскую балетную школу. Но сможет ли Билли танцевать и куда приведут его танцы?

Если вы еще не видели этот фильм, то обязательно внесите в список. Перед вами одна из тех картин, которые учат не сдаваться в сложных ситуациях и до последнего отстаивать право на собственный выбор.

Читайте также:  Русские роллы рецепт с фото

«Поворотный пункт», 1977

Говорить о фильмах про балет и не включить в ТОП кинодебют Михаила Барышникова было бы преступлением. «Поворотный пункт» — история жизни двух бывших балерин. Первая променяла работу на семью, вторая рискнула всем ради карьеры.

Женщины завидуют друг другу и спустя годы продолжают сомневаться в правильности принятых решений. За танцы в ленте, разумеется, отвечает Михаил Барышников. Картина номинировалась на 11 статуэток главной кинонаграды мира, но не получила ни одной, что, однако, не делает ее хуже.

«Нижинский», 1980

После «Поворотного пункта» режиссер Херберт Росс решил не удаляться от балетной тематики и снял байопик о самом известном танцоре нашего времени — Вацлаве Нижинском.

Несмотря на славу и талант, всю жизнь этот человек находился под контролем воющих сторон —жены Ромолы и учителя Сергея Дягилева. Именно это противостояние в итоге привело его в психиатрическую лечебницу, где прошли последние дни гения.

«Белые ночи», 1985

Замечательный дуэт уже порядком обжившегося на Западе Михаила Барышникова и Грегори Хайнса. Первый играет самого себя: танцовщик Николай Родченко сбегает из Совка, чтобы обрести в Америке свободу. Однако в один страшный день самолет, в котором он летит, совершает вынужденную посадку на военном аэродроме в России и таким образом Родченко снова попадает «домой».

Его тут же начинают усиленно обрабатывать, чтобы тот остался на родине и отказался от своих широких взглядов. У Родченко остается один выход — снова бежать…

Интересность от «Паштета»: именно в этом фильме есть сцена танца Барышникова под знаменитую песню Высоцкого «Кони привередливые», которую мы все так любим репостить в социальных сетях.

«Большой», 2016

Я редко включаю фильмы российского производства в подборки, потому что после золотой эпохи советских картин Россия так и не научилась снимать кино, но лента Валерия Тодоровского «Большой» заслуживает внимания.

Она рассказывает историю маленькой девочки из провинциального городка, которую замечает в прошлом талантливый танцор, ныне действующий алкоголик (Александр Домогаров) и прочит ей будущее великой балерины.

Однако балет — это не только белые пачки, атласные ленты и музыка Чайковского. Это еще и титанический труд, самоотречение, интриги, ненависть и умение жертвовать собой. Готова ли девчонка из обычной семьи полностью переделать себя? Особенно под присмотром своенравных преподавательниц — Алисы Фрейндлих и Валентины Теличкиной?

«Полина», 2016

Картина режиссера Валери Мюллера по мотивам новеллы Бастиона Вивеса повествует о жизни еще одной российской девушки из скромной семьи, мечтающей об успешной балетной карьере.

Ее родители готовы на все, чтобы помочь дочери добиться желаемого — мама возит с урока на урок, из школы в школу, отец, чтобы прокормить семью, погружается в криминальный мир. А девочка в это время влюбляется в француза и сбегает во Францию, чтобы быть рядом с любимым и попробовать себя в современном танце.

Стоит отметить, актерский состав в фильме подобрался интернациональный: Анастасия Шевцова, Жюльет Бинош, Алексей Гуськов, Нильс Шнайдер.

«Последний танец», 2003

Было бы слишком банально вспомнить «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи. А вот «Последний танец» вспомню. Герои встречаются спустя семь лет после разлуки, чтобы поставить важную для родной труппы премьеру. Вся лента строится на энергетике Суэйзи и его партнерши, по совместительству жены и режиссера фильма Лизы Наеми. Смотрим тихим романтическим вечером.

«Суспирия», 2018

Дакота Джонсон и Тильда Суинтон в фильме великолепного Луки Гуаданьино. Как и все картины знаменитого итальянца, «Суспирия» охватывает сразу несколько жанров. Это не только кино о танцах, но и фильм ужасов, детектив и триллер одновременно.

Молодая танцовщица из США приезжает в Берлин, чтобы танцевать в труппе местного театра. Однако едва оказавшись в его стенах, она понимает, что академия проклята. И если не победить страшное проклятие, то она станет следующей жертвой чего-то зловещего и сверхъестественного…

«Первая позиция», 2011

По сути, перед вами документальный фильм о шести американских подростках возрастом от 11 до 17 лет и их подготовке к главному американскому балетному конкурсу — Гран-при Молодой Америки. Режиссер Бесс Каргмэн рассказывает нам их историю как историю потерянного детства, а не пути к успешной карьере. Здесь меньше интриги, чем в игровом кино, зато куда больше драматичной правды жизни из мира большого искусства.

Полезность от «Паштета»: любителям документального кино о балете стоит посмотреть фильм Ника Рида и Марка Франкетти «Большой Вавилон» (2015).

«Танцовщик», 2016

Имя Сергея Полунина на слуху даже у тех, кто совсем не знаком с балетом. Еще в 17 лет знаменитый танцовщик из небольшого украинского города попал в труппу Лондонского королевского балета, после чего стал самым молодым премьером в ее истории.

Можно подумать, что эта лента — всего лишь история успеха, на самом деле она о том, что становится с человеком на вершине, когда проходишь огонь, воду и стопоришься на медных трубах.

Еще несколько драматических фильмов, которые придутся по вкусу любителям балета:

  1. «Балет. Жизнь на пуантах», 2016, США
  2. «История балерины», 2015, США
  3. «Авансцена», 2000, США
  4. «За мной последний танец», 20001, США
  5. «Труппа», 2003, Германия, США

Не забудьте сохранить подборку себе в закладки. И напоследок удивительный Михаил Барышников в рекламе Rag&Bone . В этом видео он снялся в 67 лет. Как вам физическая форма?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector